Translate/Перевести

ПОДРОСТКИ И БИБЛИОТЕКА: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

О проекте «Неформальная библиотека» по привлечению подростков в РГДБ

Обычно при входе в детскую библиотеку на младшем отделении всегда много малышей, родителей и бабушек. Когда ребенок пребывает в блаженной поре золотого детства, у родителей хватает такта и авторитета взять доверчивую пухленькую ручку и привести малыша в Книжное Царство, Сказочное Государство.
Работа с подростками в библиотеках, как правило, провисает.
Стереотипы поведения и общения в переходном возрасте так молниеносно меняются, что взять ребенка за превратившуюся из маленькой и пухленькой в долговязую руку и привести куда бы то ни было гораздо проблематичнее. Да и загружены старшие дети, что называется, «под завязку»: обширные школьные программы, подготовительные курсы, спорт, компы, Инет, аська, скайп, тусовки, — новые авторитеты, новые знакомые, новая жизнь — все изменилось, а родители остались прежними и не заметили, что их ребенок уже не ребенок. Начинаются конфликты со старшими, подходит время первой любви, меняются вкусы и пристрастия — хочется радикально сменить круг общения, вырваться на волю, доказать всем, что ты — Личность и даже, пожалуй, Индивидуальность. Не всегда это получается.
Школа требует скрупулезного следования Программе, родители — ускользающего послушания, патерналистское общество — почтения… Улица предлагает свободу, но в «нагрузку» — «тысячу опасностей и страшных приключений». Интернет тоже полон небезопасных соблазнов, от хакерства до банальных вирусов. Как спастись в огромном мире, больше похожем на каменные джунгли, чем на тихую детскую с уютными книжными полками?
Одно из самых безопасных мест в современном обществе — библиотека. Библиотекари не учат жить, не воспитывают и не ставят оценок. Современная библиотека — открытая площадка для общедоступного чтения, свободного обмена мнениями и получения качественной информации. Все это сейчас в большом дефиците. Поэтому у нас с подростками очевидные пути сближения и взаимодействия. Вот некоторые из них:

Путь первый: традиционный (библиотека все-таки)

Как привлечь подростка в библиотеку и сделать из него читателя (думающего, анализирующего, неравнодушного)? Для этого необходимы, как минимум, хорошие новые книги. Такие книги выпускают издательства, неформально и интересно работающие, заинтересованные в поиске читателей. Их не так много, но, по счастью, есть.
Библиотека — место, где творческие издатели встречаются с творческими читателями. Вот мы и решили создать Литературный спор-клуб и ввести в библиотечный обиход новую форму работы с читателями: ток-шоу. Она понятна и привлекательна для читателей-подростков. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Говорить можно то, что думаешь, без желания «угадать и угодить». В режиме свободного обмена мнениями, вдохновленные примером своих ровесников, самые робкие смогут «разговориться». Умение самостоятельно думать и нешаблонно мыслить, аргументировать свое, даже самое парадоксальное мнение, приходит со временем, и время это важно не упустить.

Путь второй: нетрадиционный (подростки все-таки)

Дело в том, что наши любимые недоросли, как правило, склонны к нигилизму. Они не признают образ жизни родителей, существующие правила игры, не ими придуманный «жизненный план». Им хочется своего, нового, непривычного и неформального, чтобы отличало их от будничной серости, в которую они пока не знают, как вписаться. Да и Законы не на их стороне: если твой гениальный 12-летний мозг опережает мозг 25-летнего недоросля, нечего и соваться в приличную корпорацию, извольте за школьную парту в класс 6 В, и решать задачки хором, и не писать исключительно под диктовку.
В знак протеста против унылых серых буден, потакая юной летучей душе, подростки начинают искать себя в различных субкультурах. Благо, сейчас есть выбор: от сентиментальных эмо до сумрачных готов. Но эта дорожка совсем не безопасна (мошенничество, педофилия, наркотики и прочий криминал). Библиотека, позиционирующая себя не как воспитательное, а как мультикультурное учреждение, не должна быть шокирована вызывающий прикидом и артефактной внешностью потенциальных читателей. И библиотекарь старшего читального зала Юлия Гладких решилась на дерзкий, но оправданный шаг: пригласить в главную детскую библиотеку страны подростков-неформалов и поговорить с ними на равных. Обменяться информацией, послушать ИХ музыку, вместе пофилософствовать, совершить экскурс в готическое искусство, одним словом, найти общий язык. Язык общения на равных.

Путь третий: гитарно-песенный (культурные традиции, как никак)

Наверное, гитарные посиделки подальше от столичного шума у нас в крови. И у наших детей тоже: далеко от городской суеты, под треск костра и сноп полыхающих искр в абсолютно неформальном сообществе поются совершенно неофициальные песни под уютный перезвон гитарных струн… Тема неформального общения получила свое развитие в переселении на территорию РГДБ «Клуба гитарной песни», который решил перезимовать под сводами старшего читального зала. Из летнего леса с его запахами и звуками — под надежное прикрытие ДСП-шных стеллажей и едва слышное шуршание журнальных страниц, по соседству с собраниями Пелевина и Ричарда Баха, расположатся бывшие и настоящие подростки, больше всего ненавидящие все официально-формальное и свято чтущие неприступную камерность своей маленькой музыкальной вольницы…

Путь четвертый (он же решающий): к построению гражданского общества.

Путь этот не из легких. Основывается на жизненном принципе «Не могу молчать». Именно в подростковом возрасте социальная несправедливость воспринимается особенно остро, а спокойно мириться с ней просто невозможно. Да и нужно ли?..
Активная жизненная позиция, ценностные ориентиры, основы горизонтальной солидарности, свободная конкурентная среда, ставка на лидерство — вот тот золотой юношеский потенциал, могущий составить фундамент для построения гражданского общества. Один известный француз сказал: «Патриотизм — это любовь к себе, национализм — это ненависть к другим». Подростки — люди с активной, но не достаточно внятной жизненной позицией. Чтобы они не теряли ясности критического мышления, а их юношеский максимализм и стремление прибиться к группе единомышленников не было использовано набирающими силу псевдопатриотическими движениями, необходимо предоставлять подросшим пользователям самую достоверную историческую информацию. Так возник проект Исторического киноклуба совместно с Обществом «Мемориал», где можно будет увидеть и обсудить фильмы по истории ГУЛАГа, сталинских репрессий, «Катынь» Анджея Вайды и др.
Отметить в библиотеке Дни памяти Анны Политковской, Юрия Щекочихина, День политзаключенного — не только наш долг перед бескорыстно умершими «за други своя», но и бремя исторической памяти, делающей из человека гражданина.
Как известно, без прошлого нет будущего. Наши дети — наше будущее, наш капитал. Они сами могут решать, в какой стране им жить, какие книги читать, какие песни петь, во что одеваться и по каким учебникам учить историю.
Главное — чтобы пришло понимание, что «другой» — не значит «чужой», и что «истинная любовь к своему Отечеству не щадит его недостатков» (В. Г. Белинский). Если мы постараемся понять друг друга такими, какие есть — с разными прическами, с разным цветом кожи и не всегда схожими убеждениями, то наша Родина действительно будет великой многонациональной страной, где каждому свободному таланту найдется достойное место и не формальный, а самый настоящий почет.
Опубликовано в журнале «Современная библиотека». — 2009 — № 2. — С.70—72 . (авторский вариант статьи).